Мастерство и знания, которые всегда с Вами
С точки зрения нашего здоровья, если Инь и Ян не уравновешены, возникают болезни. Все в мире должно находиться в равновесии, должно быть сбалансировано.
С философско-мировоззренческой точки зрения человек рассматривается как часть Вселенной. Он взаимосвязан с ней в процессе непрерывного развития и занимает среднее, центральное место в системе Земля—Человек—Небо. С этой позиции каждый из нас является центром Вселенной. Совершенствуя и изучая, развивая себя, мы можем понять строение мира — Земли и Космоса, осознать свое место, свои задачи, свою миссию.
А что такое Человек с позиций Чжун Юань Цигун? С древних времен Человека здесь рассматривали как некую комплексную систему, которая обладает физическим телом, энергией и информационной системой, или душой. И с древних времен знали и использовали методы тренинга, позволяющие развивать, улучшать и преобразовывать каждую из этих систем.
И еще мы можем сказать, что Человек — это микрокосм,и у него также есть середина, «срединный путь». Здесь под ним подразумеваются срединные чудесные каналы, или сосуды Жень-май, Ду-май и, главное, центральный, или пронизывающий канал Чжун-май.
Канал Чжун-май проходит как ось в теле через точку Байхуэй на макушке головы и точку Хуэйинь в промежности. Можно сказать, что в центре нашего тела проходит путь — Дао. Мы должны открыть, проторить этот путь для нашей души, и почти у каждого человека душа сможет выходить по нему наружу и возвращаться обратно. Открытие канала Чжун-май означает построение пути для перемещения и выхода нашей души.
Основная цель практики в Чжун Юань Цигун — открыть канал Чжун-май.
По отношению к нашей современной жизни понятие «Чжун» также представляет собой вид философии «золотой середины». Это значит, что наше эмоциональное состояние не должно иметь перекосов и претерпевать резкие всплески гнева, радости, восторга или обиды... Всего должно быть в меру: не слишком много, но и не слишком мало.
Эмоциональное равновесие должно сопровождаться равновесием физического тела. Когда мы ходим, наше тело не должно раскачиваться из стороны в сторону, наш ум и взгляд не должны блуждать по сторонам, дабы не рассеивать вовне свою энергию. Мы должны обратить свой взор внутрь себя и отрешиться от окружающей обстановки.
Следующий смысл «Чжун» касается нашего сознания и нашего мышления: не следует бросаться в крайности, а удерживать свои мысли в центре того, о чем размышляете. Только в этом случае дело, которым вы занимаетесь, будет продвигаться без остановок, и Вам будет сопутствовать успех.
Понятие «Юань» присуще всем школам Цигун, но техника работы в них и методики разные. Что же подразумевается под «Юань» в Чжун Юань Цигун? Здесь это означает, что, собираясь практиковать, мы должны знать, с чего следует начинать практику. Иными словами можно сказать, что «Юань» означает нечто самое важное, изначальное в нашем организме. Наше тело относительно велико. Что же в нем самое главное?
В теле человека различают три зоны с изначально разными структурами Юань-Цзин, Юань-Ци и Юань-Шэнь. В первом приближении можно говорить о различных видах или структурах Ци.
Цзин является наиболее плотной структурой и переводится как жизненная сила, семя (у мужчины — это сперма, у женщины — яйцеклетки), гормональное вещество (мужские и женские половые гормоны). У обычного нормального взрослого человека Цзин пребывает как бы в сгущенном состоянии. Поэтому можно говорить о том, что Цзин принадлежит к категории субстанции, следовательно, к миру вещества, или материальному миру. В научных же терминах можно сказать, что Цзин связана с ДНК и РНК. Если сперма мужчины и яйцеклетки женщины соединяются, то они порождают новую жизнь. Таким образом, в Юань-Цзин заключена полная информация о нас самих с момента рождения до смерти — иными словами, жизненный код человека. Человек рождается, взрослеет, в определенном возрасте у него появляется достаточное количество гормонов, и он приобретает способность к воспроизводству своего вида. Затем, старея, он утрачивает эту способность, а еще через какое-то время наступает смерть. Так устроена жизнь на Земле, это ее естественный путь во времени: от рождения к смерти. И эту закономерность, этот естественный ход событий, этот эволюционный путь развития всего в природе и Вселенной выражает общеизвестный привычный для нас знак монады, или Великий Предел, или Инь-Ян рыбы, то есть равновесного состояния Инь-Ян. В нем направление вращения (как бы движение головы рыбы) происходит по часовой стрелке.
Возникает вопрос: можно ли как-то замедлить процесс старения, отодвинуть его? Есть ли в такой древней системе и в ее философии какая-нибудь информация об этом?
Оказывается, действительно, для этих целей можно использовать определенные свойства Юань-Цзин нашего организма. И это также было известно еще в глубокой древности, тысячи лет назад.
У практикующего конкретную технику Цигун, называемую часто в переводных источниках «внутренней алхимией», Цзин не сгущается и не огрубляется. Определенная работа с Цзин в нижнем Даньтяне позволяет трансформировать более грубую и плотную Цзин в более тонкую Ци.
Этот процесс не является естественным, а противоположным ему, его инверсией. Мы говорили уже, что используя и расходуя Цзин, вы следуете естественным процессам и естественной последовательности жизни: Вы остаетесь человеком, и когда приходит Ваш срок, умираете. Но если Вы не будете следовать естественным процессам, а, почувствовав, что у вас достаточно Цзин, будете превращать ее в Ци, то сможете стать бессмертным.
Этот путь показывает другой символ Инь-Ян с противоположным направлением движения — против часовой стрелки. И этот символ характеризует систему Чжун Юань Цигун, поясняет суть ее философии и практики — возврат к природе, к своим истокам, к своим корням: от старости к молодости, к долголетию и... бессмертию.
Этот же символ можно увидеть на входных воротах во многие даосские храмы и всюду, где практика направлена на развитие души и духа человека.
Мы занимаемся преобразованием Цзин в Ци на первой ступени и поднимаем ее к своему мозгу. В результате можно приобрести особые (экстрасенсорные) способности, продлить молодость и достигнуть долголетия.
Эта практика детально описана в упражнении «Преобразование Ци».
Итак, второй аспект — это Юань-Ци. Юань-Ци мы можем перевести как «энергия», и этот вид энергии изначально и постоянно присутствует в нашем теле и во всем Космосе. Мы можем контролировать его своим сознанием, управлять им с помощью мысли. Этот вид Ци имеет различные уровни. Мы можем чувствовать ее перемещение внутри тела, мы можем излучать, посылать ее из тела, и многие могут видеть такую Ци как туман. Если уровень энергии возрастает, то тогда ее можно увидеть как свет. Этот вид Ци относится частично к материальному миру, частично к духовному и находится посредине между ними. Вот почему иногда мы ощущаем ее очень хорошо, а иногда совершенно не чувствуем.
Этот вид Ци может как бы переводить энергию из материального мира в духовный и наоборот.