Мощный инструмент развития

Рассказ Мастера цигун Сюй Минтана:

"По образованию я инженер-программист. Я окончил аспирантуру в Пекинском университете и два года стажировался в американском центре современных компьютерных технологий. У нас был очень сильный выпуск — мои сокурсники хоро­шо продвигаются по службе и работают в престижных центрах разных стран ми­ра. Я тоже начинал свою работу по специальности в Центре программирования Академии наук Китая. А сейчас я занимаюсь Цигун и тем, что связано с Цигун.

Меня часто спрашивают, что побудило меня полностью изменить род деятельности и образ жизни, как это произошло.

Трудно ответить несколькими словами, потому что предпосылки чаще всего формируются исподволь, постепенно, уходят корнями в прошлое и не видимы яв­но, как и подводная часть айсберга. Мы же зачастую обращаем внимание лишь на то, что лежит на поверхности и проявлено. А в жизни не все однозначно.

Все мы живем в определенном мире, в определенной среде обитания. Мы жи­вем 50, 70, в редких случаях 100 лет, но потом все равно умираем. Наша жизнь проходит довольно однообразно: работаем, едим, спим, иногда развлекаемся и по­стоянно решаем какие-то проблемы. Я попытался проанализировать жизнь моих друзей, моего окружения, семьи и подумал, что это ужасно, потому что мы не за­нимаемся развитием себя... Так жили мои дедушка и бабушка, их родители... И в конечном счете что же они оставили после себя, кроме некоторых вещей и памяти о себе у родных и близких? А ведь так проходит жизнь большинства людей. Мы вынуждены работать, потому что нам требуется еда, жилье, одежда... Но сейчас ус­ловия жизни позволяют не только работать, но заниматься еще чем-то, что достав­ляет нам удовольствие, от чего мы получаем удовлетворение...

У многих людей есть какое-то хобби. А думали ли вы, что оно может дать Вам в конечном счете? Я с детства занимался гунфу в лучших традициях Шаолиня и продолжал эти занятия в университете. Но однажды я задумался над тем, что это может мне дать? Что вообще может дать нам к старости увлечение каким-то видом спорта? Ну, станет человек, к примеру, олимпийским чемпионом, потом извест­ным тренером и автором книг, уважаемым специалистом в своем кругу. А если травма вынудит переключиться на другой вид деятельности? И что может дать ему это потом, когда не будет уже сил на серьезный спорт?

И я пришел к выводу, что если использовать спортивные занятия только как часть хобби, как оздоровительную или просто приятную процедуру, то это понят­но и хорошо. Но если говорить об этом как о жизненном направлении, если ис­пользовать их как цель жизни, то здесь с моей точки зрения чего-то не хватает. Я не увидел в этом тот путь, идя по которому можно постоянно совершенствовать себя как человеческое существо, обладающее и телом, и душой.

В этот период я проходил стажировку в американском центре современных компьютерных технологий. И здесь у меня начали возникать те же вопросы, что и в спорте: я все еще не мог понять, что же является конечной целью в работе с компьютером. Конечно, мы можем выполнять серьезные вычисления, моделировать процессы, происходящие в природе и различных сферах человеческой деятельно­сти и носящие как теоретический, так и прикладной характер, создавать обучаю­щие программы, игры... Но если поставить какую-то цель в деле, которое человек считает делом всей своей жизни, то в области программирования и компьютерной технологии мне было далеко не все понятно.

И я начал сомневаться, нужно ли тратить всю свою жизнь на то, чтобы совершенствоваться в данном направлении?

Я начал глубже проникать в практику Цигун, анализировать свою жизнь, свое окружение, осмысливать свой собственный опыт, свои знания. И я задумался над тем, каким образом развивать себя, как познать себя, как узнать свое будущее. Иными словами, есть ли некий путь, некая дорога, по которой можно пройти в то будущее? И я начал уделять практике все то время, которое оставалось от занятий моей основной специальностью.

А затем, погрузившись очень глубоко в практику определенных упражнений Цигун, я понял, по какому пути должен идти. И я понял, что мы должны потратить какое-то время, силы и энергию на изучение самих себя. Дело в том, что на протя­жении всей истории развития человечества мы занимались созданием и развити­ем только внешних методов. Как в быту, так и в исследовательской работе для нас давно уже стало привычным пользоваться всевозможными внешними предмета­ми: очки и контактные линзы, микроскопы и телескопы, радио и телевидение, ку­хонные комбайны и автомашины... — внешние приборы, внешний инструмента­рий, внешние методы... Поэтому наиболее популярный вид развития для нашего мира — это внешний. Как в быту, так и в науке, технике, медицине мы развиваем внешнее, а потом часто не знаем, куда двигаться дальше. Мы не уделяли должно­го внимания методам развития нас самих, особенно нашего внутреннего мира.

Мы сами — очень точный прецизионный прибор. Таковым является наше тело, и на сегодня не существует прибора более точного, чем оно. Мы используем свой мозг, мудрость, знания для того, чтобы иметь дело с внешним миром, и, как прави­ло, мы не работаем с собой. Если бы мы столько же времени уделяли развитию са­мих себя, то, возможно, могли бы сделать гораздо больше полезного для всех и всего живущего на Земле.

Я знаком со многими специалистами и учеными, которые на закате своих дней были озабочены тем, как успеть обучить молодежь всему, что они познали за долгую жизнь. Состарившись, они поняли, что жизнь очень коротка и что существует дру­гая область знаний, которой следовало бы заняться гораздо интенсивнее, — изуче­ние себя. Но у них для этого уже не оставалось времени. Вы знаете, что многие уче­ные, такие, как Ньютон, Менделеев и др., в старости обратились к вопросу о суще­ствовании Бога. Какая сила заставляет Землю вращаться? Что определяет те или иные законы мироздания? Как, какими методами их можно открыть? Куда, в каком направлении двигаться в познании нашего мира и что после смерти? Смерть — это конец или начало чего-то? А если человек долго прожил и многое понял, то куда все это девается, когда он умирает? А если человек умер не от старости, а от болезни? Можно ли это предотвратить? И когда надо было бы принимать меры?

Сначала человек молод и полон сил, он чувствует себя хозяином на земле, спо­собным на многое, он смотрит в будущее и не задумывается о прошедшем. Но время летит очень быстро, и он начинает понимать ограниченность своих возможно­стей. Со старостью приходят болезни. Никто не хочет этого, но так устроена жизнь. Как правило, после 40 лет многие начинают осознавать, что пришло время заняться своим здоровьем.

Поскольку у всех нас есть физическое тело, то болезни неминуемы, и очень ча­сто они доставляют большие неприятности и проблемы не только заболевшему человеку, но и его близким. Тогда, кроме плохого самочувствия, боли и беспомощ­ности, во время болезни человек часто страдает еще и оттого, что вынужден поль­зоваться посторонней помощью. Поэтому издавна считалось, что на первом месте стоит страдание от болезней.

На втором месте — страдание от старости. Все хотят быть молодыми, полными сил и здоровья. Но старость, увы, приходит ко всем. Она неизбежна, как и смерть. И ее ожидание — третий вид страдания. А четвертый — это рождение. Когда ребе­нок рождается, он кричит. Почему? Ему не очень хорошо, возможно, больно попа­дать из привычной среды в наш мир.

Когда человек начинает понимать, что жить ему осталось не так уж много, он об­ращает свой взор в прошлое, где было все понятно, в отличие от будущего, потому что будущее — это уход из жизни. А что за ним? И тогда он начинает понимать, что так и не знает цели жизни, и задумывается над тем, как продлить жизнь и моло­дость, как узнать, что будет после смерти, что собой представляют наш дух, душа и что происходит с ними после того, как они покидают наше тело.

Боитесь ли вы смерти? Ведь каждый знает, что смерть неизбежна, что мы все умрем. И не так важно верить или не верить в Бога и загробную жизнь, как иметь собственный опыт в этом. Важно до своей смерти знать о том, что такое смерть, потому что тогда мы перестанем ее бояться. Ведь человек, его психика и созна­ние устроены так, что, как правило, страшна неизвестность. И если мы будем знать из собственного опыта, что такое смерть, если мы сможем контролировать процесс своей смерти, это будет замечательно. Мы знаем, что в отношении рожде­ния такой контроль невозможен, так как наше рождение зависит не от нас. Но от нас зависит умение держать под контролем приход своего конца, и это вполне ре­ально после определенной практики.

Какова цель нашей жизни? Каждый должен понять это для себя. И тогда нам станет понятнее, что такое Космос и окружающий нас мир. И если мы научимся понимать, откуда мы пришли и куда мы уйдем после смерти, то сможем понять, кто мы такие. А когда человек поймет это, то не станет печалиться о напрасно про­житых годах, потому что будет понимать себя и свою жизнь во взаимосвязи с про­шлым и будущим, во взаимосвязи со всем Космосом.

Живя здесь, на Земле, каждый испытывает страдания, будь то бедный или бога­тый. Важно научиться понимать взаимосвязь событий, оценивать свое эмоциональ­ное состояние и извлекать из любых ситуаций урок, позволяющий развиваться...

Цигун — это тот инструмент, с помощью которого можно научиться «ремонтироваться», избавляясь от болезней, постигнуть более полно наш мир, понять се­бя во взаимосвязи со всем Космосом, обрести счастье — счастье бытия, счастье общения, счастье взаимопонимания, счастье сознательного выбора Пути, просто счастье.

Поэтому когда мне задают вопросы о том, что такое Цигун и почему нам следу­ет его изучать, я иногда в ответ спрашиваю: зачем ходят в театр, посещают концер­ты? Потому что там мы соприкасаемся с искусством. В результате мы нечто приоб­ретаем — знания, хорошее настроение и можем испытать даже состояние счастья.

С точки зрения того, что мы можем получить для себя, практикуя Цигун, мож­но сказать, что Цигун — это высший уровень искусства саморазвития. При этом мы еще получаем знания о том, как себя развивать на этом Пути. Вот почему тако­го рода Путь интересен для каждого. Практика Цигун помогает на протяжении всей жизни, она становится частью нас. Это не похоже на посещение кинотеатра или концерта, которое со временем забывается. Здесь все, что вы узнали, приобре­ли, наработали, остается с вами навсегда. И обычное состояние счастья, которое испытывает в своей жизни человек, — это не то состояние, которое можно испы­тать при практике Цигун. В этом случае возникает совершенно иное ощущение. Вы увидите, что это — разные уровни состояния счастья. Испытав такое состояние счастья хоть раз, в дальнейшем вы всегда будете хотеть практиковать.

И очень важно еще то, что, практикуя Цигун, вы развиваете себя и приходите к целостности. Вы приобретаете мудрость, знания и способности. И этот про­цесс не зависит от возраста. Поэтому к старости вы сможете уметь больше, чем обычный человек, вам становится всегда интересно жить, и вы не будете привяза­ны к своему физическому телу."

*Использован материал из книги Сюй Минтана и Тамары Мартыновой "Чжун Юань Цигун".